Зачем «Черниговской медиагруппе» джаз-фестиваль?



Рассказывает Ярослав Сухомлин, издатель «Черниговской медиагруппы» (CMG):


У нас в компании многие сотрудники связаны с музыкой и творчеством. Уже более пяти лет мы организовываем музыкальные ивенты разного уровня: от простых клубных концертов до интерактивных музыкальных конкурсов с выпуском лицензионных CD. Три года назад мне показалось, что мы созрели для джаз-фестиваля. Я подумал, у нас красивый, древний город, я люблю джаз, у нас есть мощные медиаактивы, которые помогут промотировать это событие, так почему бы не организовать в Чернигове джаз-фестиваль? Так появился Chernihiv Jazz Open.

Мы не привязываем фестиваль к какому-то конкретному газетному бренду. Фестиваль связан с «Черниговской медиагруппой» в целом, работают на него все наши медиаресурсы – и печатные, и интернет, и радио. Последнее используется больше для прямой рекламы. В прессе помимо анонсовых макетов публикуются эксклюзивные интервью с известными музыкантами. А интернет, в добавок к банерам и статьям, получает уникальный видеоконтент: вирусные и анонсовые ролики, которые неплохо смотрят, а также видеоприглашения музыкальных коллективов, видеонарезку выступлений с самого фестиваля.

Фестиваль Chernihiv Jazz Open возник спонтанно, поэтому скажу откровенно: задачи, которые мы сейчас ставим перед мероприятием, формировались в процессе его развития.


Сейчас могу говорить о таких результатах Chernihiv Jazz Open для «Черниговской медиагруппы»:
 

Укрепление бренда CMG, как предприятия, формирующего культурный ландшафт города.
 

«Окультуривание» читателя. С этой точки зрения, джазовый фест – лишь одно мероприятие из череды наших культурных проектов. У нас есть большой проект «Зелена сцена» - творческая площадка прямо в центре города, где мы собираем музыкантов, художников, фотографов и создаем новое культурное пространство. Есть масса других проектов. Мы занимаемся этим уже довольно давно и системно. Создано специально Творческое Агенство «ЧЕ Студио» (www.chestudio.info), которое и ведет культурное направление. Мы пытаемся понемногу менять культурное пространство вокруг себя. И таким образом меняем и своих читателей/слушателей.


Полезные бизнесконтакты и контакты с ньюзмейкерами.  Джаз – музыка непростая, интеллектуальная. И фестиваль собирает соответствующую аудиторию – людей неглупых, небедных, интересных. Поэтому если говорить о конкретных плюсах для нашей компании от такого мероприятия, то это, в первую очередь, огромное количество новых бизнессвязей и знакомств. Они, конечно, не несут прямой выгоды, но позволяют шире смотреть на свои возможности.
 

И есть еще один нюанс – внутри компании появляются новые ценности и мотивация для сотрудников. Мне кажется, в жизни предприятия рано или поздно наступает момент, когда запасы «внутреннего горючего» истощаются. И компания ищет новые смыслы и ценности в своей работе. Многих наших «старых» сотрудников фестиваль мобилизовал, позволил им раскрыться, дал ощущение причастности к чему-то важному.
 

Ресурсы для старта

Финансовых ресурсов для старта понадобилось немного. А вот временных и человеческих – прилично. Больше всего времени уходило на переговоры с партнерами. Главное, над чем работал я, доказывал, что мы делаем мероприятие серьезного уровня, за которое ни организаторам, ни партнерам не будет стыдно. И, кстати говоря, для меня это тоже было своего рода новым испытанием. Ведь за короткий промежуток времени ты проводишь очень большое количество переговоров, гораздо большее, чем в процессе управления компанией. Это одновременно и бодрит, и утомляет, и заостряет ощущения.



Прописали:
 

идею
 

бюджет
 

источники финансирования
 

договоренности с артистами
 

договоренности с партнерами (+местные власти)
 

информационную кампанию
 

программу фестиваля.



В нашем случае плюс был в том, что в группе, которая занималась подготовкой фестиваля, были четко расписаны функции. Кто-то комплексно вел работу с артистами, кто-то занимался работой с партнерами, кто-то администрировал проект. Все эти функции выполняли три человека, составляющие костяк проекта – я, Дмитрий Коровин и Леся Федоренко.
 

Еще есть команда волонтеров, около 10 человек, которая выполняет простые поручения. На проект также работает администратор главной информационной площадки фестиваля –  сайта www.chejazz.info. Он же отвечает и за промо в соцсетях.
 

Ну и, конечно, мы использовали кадровый ресурс самой «Черниговской медиагруппы»: юрист, бухгалтер, журналисты. Например, зам. главреда нашей информационной газеты «Черниговские новости: 7 дней» Вера Едемская любезно согласилась быть пресс-аташе мероприятия, а также редактировать газету фестиваля «Джаз для масс».
 

Уже на второй год фестиваль вышел с локального на всеукраинский уровень. Мы создали пул из всеукраинских медиа. А в этом году, к примеру, информационными партнерами фестиваля выступили телеканал UBR, радио «Эра FM», журналы «Країна», «Эксперт-Украина», группа газет Aviso, а также многочисленные интернет-ресурсы. Также нас поддержали коллеги из Полтавы и Сумм – Виктор Чубенко («Жовта газета, «Коло») и Игорь Даниленко («Данкор»). Ну и, конечно, мы задействовали практически все медиа в самом Чернигове: пресса, радио, телевидение, интернет.
 

Активная фаза рекламной кампании составляет месяц до мероприятия. Первые информационные материалы мы начинаем распространять за три месяца до ивента.
 

Главной проблемой для фестиваля остается поиск одного большого титульного партнера, который позволил бы закрыть все вопросы по финансированию.
 

Я всегда говорю, что хороший фестиваль состоит из огромного количества мелочей. Если говорить о контенте, то мы стараемся, чтобы музыка была качественной, но не слишком сложной – в расчете на нашего среднего слушателя. Мы позаботились о качественном звуке – пригласили профессионального  звукорежиссера, а также других специалистов, чтобы уровень мероприятие был достаточно высоким.
 

Да, у нас небольшой фестиваль, и мы не можем пока похвастаться богатой фестивальной историей. Но мы делаем камерный фестиваль, где людям помимо музыки еще приятно и комфортно пообщаться и потусить.



У нас уже есть:

  • креативное промо
  • качественная полиграфия
  • брендированные сувениры
  • хорошая фуд-зона
  • немузыкальные ивенты в рамках фестиваля.


Эволюция
 

Если говорить оразвитии фестиваля Chernihiv Jazz Open, то на второй год его проведения мы сменили главную концертную площадку на более крупную. Также стали пригласили больше иностранных коллективов. В прошлом году хедлайнером был Карл Фриерсон (солист De Phazz), а в этом году радовать зрителей будет парижский бэнд Paris Combo.
 

В этом году мы ввели бесплатную сцену для тех, кто хочет послушать музыку, но не может приобрести билет. А одной из главных фишек фестиваля станет джаз-парад, который мы организовываем впервые.
 

Эмоциональной и имиджевой составляющей я доволен. Финансовый результат пока оставляет желать лучшего. Но это вопрос времени – фестивалю еще нужно три-четыре года поработать на имя.
 

В принципе, я думаю, что зарабатывать на фестивале можно. Но это не будут колоссальные деньги. Если же говорить о конкретных цифрах сегодня, то, к примеру, в этом году мы ожидаем, что доходы фестиваля покроют расходную часть на 80%.



Итого:

  1. Если вы решили создать большой культурный фестиваль, то, в первую очередь, ищите единомышленников – и у себя в редакции, и в городе. Единомышленники – это не просто ваш трудовой ресурс, это такие же заинтересованные люди, как и вы, поэтому эффективность их работы в разы выше, чем у нанятой рабочей силы.
  2. Сформулируйте идею фестиваля, распишите по пунктам:

бюджет

 

источники финансирования
 

договоренности с артистами
 

договоренности с партнерами (+местные власти)
 

информационную кампанию
 

программу фестиваля


  3. Распределите функции меду людьми, которых вы привлечете к организации проекта.
  4. Четко пропишите функции редакций вашей компании и сформируйте пул медиапартнеров в зависимости от ваших амбиций (если хотите стать всеукраинским фестивалем – то зовите в партнеры столичные СМИ, если областным – те, у кого хорошие тиражи и покрытие в области, если вы претендуете на городской уровень – опирайтесь на городские газеты и каналы).
  5. Если у вас высокий уровень притязаний, то пригласите мощных хедлайнеров, даже если их гонорары составят львиную долю затрат. Главное – не ошибитесь с выбором.
  6. Не рассчитывайте на быстрый возврат денег.








 


Леся Ганжа, Редакторский портал